Лекция Александра Буренкова (Москва) «Цифровой паблик-арт и медиафасады. Новые жанры паблик-арта и как технологии меняют искусство в общественных пространствах»

Искусство и культура 16+

3 июля в 12:00

в рамках Фестиваля цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Организатором фестиваля является VCA (v confession agency) в стратегическом партнерстве с Росбанком

вход свободный по регистрации

 все события фестиваля https://mira1.ru/events/1927

Независимый куратор выставок современного искусства и образовательных проектов, исследователь, арт-критик Александр Буренков (Москва) прочитает лекцию о цифровом паблик-арте и медиафасадах.

Традиционные памятники создавались с расчетом на визуальное впечатление, но не на интерактивность. Но за последние пару десятилетий развитие технологий и появление новых медиа сформировали особый язык коммуникации горожан с окружающей их средой и новые городские ритуалы. Вместе с эволюцией публичных пространств и изменением режимов их восприятия, а также с развитием технологий неотъемлемым атрибутом городских пространств стал цифровой паблик-арт и медиафасады — встроенные дисплеи с транслируемыми на них медиаданными — текстом, графикой, анимацией, видео. В 2012 году был создан проект Connecting Cities, целью которого стало исследование возможности реализации на медиафасадах художественных работ.

 Медиа-арт, выставлявшийся до определенного момента только в музеях, перешел на новый уровень показа вместе с появлением смартфонов, благодаря которым публичное пространство превратилось в элемент дополненной реальности. Появился гибридный выставочный формат — медиафасады, — в котором объединялось городское пространство и виртуальный цифровой мир. Изначально медиафасады были предназначены для рекламы, и кураторы паблик-арта ставили перед собой цель выявить их культурный потенциал, создавая сценарии, направленные на то, чтобы сделать обычных людей активными участниками арт-проекта, а также наладить общение между теми, кто живёт далеко друг от друга. Формирование глобальной сети между разными городами и странами, создание сетей между районами одного города, получение информации с помощью краудсорсинга или систем наблюдения, изучение и визуализация данных на медиафасадах с помощью художественных средств – одни из основных кураторских стратегий работы с паблик-артом на медиафасадах, которые становятся платформой, которая, с одной стороны, служит для научных исследований и визуализации данных, а с другой — действительно представляет собой инструмент для общения, объединяющий людей по всему миру.

 Вместе с тем, в связи с пандемией происходит более глобальное переосмысление роли общественных пространств городов: их безопасности, размеров, способов организации и визуальных доминант. Новые измерения искусства в публичном пространстве имеют и цифровые контуры. Будь то приложение Acute Art, которое существует уже несколько лет под кураторством Даниэля Бирнбаума и которое по-настоящему выстрелило именно после запуска проекта цифрового паблик-арта «Нереальный город», проведенного в декабре 2020 года в Лондоне. Или нью-йоркский Digital Art Month, где работы были раскиданы по разным районам города, а на онлайн-карте можно было найти точки размещения арт-объектов, названия, имена авторов и изображения. Оба проекта позиционировали себя как самый безопасный формат контакта с искусством в ковидные времена, в рамках которого можно получить как индивидуальный опыт, так и коллективный, аккумулирующий взаимодействия в социальных сетях, становящийся новым видом партиципаторного искусства. 

Александр Буренков – независимый куратор выставок современного искусства и образовательных проектов, исследователь, арт-критик, преподаватель школы «Среда Обучения», Moscow School of Contemporary Art и бизнес-школы RMA. Окончил Санкт- Петербургский государственный университет, Институт проблем современного искусства и школу арт-менеджмента RMA. Провел более 20 выставок в России и Европе, среди которых – «20:20. Время остановилось» (Московский музей современного искусства, 2020), онлайн-платформа экспериментальных образовательных курсов «Ближе» (2020), «Интернет животных» (галерея «Ходынка», 2019), «Искусственный взгляд» (некоммерческий сектор «Глазами коллекционера» ярмарки Cosmoscow, 2019), «В тумане войны» (галерея «Ходынка», 2019),«Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» (HSE Art Gallery, Москва, 2018), CITIZENSFIVE (некоммерческий сектор ярмарки Art Athina, Афины, 2017), «Ширяевская биеннале. Среднерусский Дзен» (вместе с Романом Коржовым и Нелей Коржовой, ГЦСИ, Москва, 2017). В разные годы работал куратором фонда развития современной культуры V-A-C (2014–2016), куратором галереи ISSMAG (2016–2017), главным специалистом дирекции регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ (2017–2018), куратором галереи «Ходынка» (2019) и некоммерческого фонда поддержки современного искусства Cosmoscow (2019-2020). Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года» за проект «Плановое устаревание» в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства. Номинант государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2018) в номинации «Куратор года» и Премии Курехина (2018) в номинации «Куратор года» за проект «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» в галерее Школы дизайна НИУ ВШЭ HSE Art Gallery. Член экспертного совета VI Московской международной биеннале молодого искусства (2018) и грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2018). Кураторские интересы охватывают историю искусства и визуальную культуру, философию, образование, экологию, молодежную культуру, технокультурные, постгуманитарные и научно-технические исследования с особым акцентом на влиянии новых технологий и постинтернет-условий на человеческое восприятие и взаимодействие, а также мир в эпоху антропоцена. Публиковался в Artforum, The Calvert Journal, East East, «Коммерсант-Арт», Spectate, Aroundart, Colta, «Художественный журнал», «Диалог искусств», «Афиша», Strelka magazine и других изданиях. Был в резиденциях Futura gallery (Чехия, Прага, 2018), фонда Лучано Бенеттона / Gallerie delle Prigioni (Италия, Тревизо, 2019) и фонда искусства «Голубицкое» (станица Голубицкая, Россия, 2021). В настоящее время работает над проектом Yugen App для Porto design biennial (2021). Живёт и работает в Москве.

Поделиться:

1299 дней назад
3 июля 2021, начало в 12:00

Красноярск
Площадь Мира, 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов